Страница 1 из 1

Тамгалы-Тас («Писаные скалы»)

СообщениеДобавлено: 14 фев 2010, 20:56
АРИСТА
Легенда гласит, что в 10 веке одна из буддийских миссий продвигалась вглубь Семиречья. Когда остановились на берегу Или, произошло землетрясение и огромный кусок скалы упал на землю. Служители Будды восприняли это как знак того, что им следует вернуться в Индию. На отколовшемся куске скалы они высекли три изображения Будды. Несколько других его изображений можно найти на прилегающих скалах.

Буддизм в Казахстане впервые появился в IX-XI веках, когда из Тибета от беспощадного правителя бежало много монахов. Археологи находят на территории Казахстана немало статуй Будды, датируемых этим временем.

Вообще, свидетельств активной миссионерской деятельности буддийских монахов на территории Казахстана много. Большая их часть находится в Семиречье. Самые известные и общедоступные артефакты – в ущелье Тамгалы-Тас.

В раннем средневековье переправа через Или находилась в самом узком месте – Капшагайском ущелье, в урочище Тамгалы-Тас. С огромного камня на правом берегу реки много веков смотрят в небо изображения Будды и бодхисаттв. Это Тамгалы-Тас – «Писаные камни» (в 20 км ниже водохранилища, в 120 км от Алматы).

На черных, «с загаром», скалах сохранилось множество петроглифов, изображений таинственных божеств, поздних буддистских надписей, значение которых еще предстоит узнать. Здесь около 1 000 скальных изображений: это и охотники на оленей, и изображения Будды. Священный текст под рисунками гласит на санскрите: «Ом манэ падмэхум», что означает «снежная жемчужина в цветке лотоса». Есть и другой вариант перевода: «Да будет благословен рожденный из лотоса». Надписи и рисунки историки относят к ХII веку.

Недалеко от жертвенника есть еще один камень с древнетюркскими руническими письменами, датируемыми VIII – IХ веками. Предположительно, их оставили древние племена кипчаков. В средние века буддизм был широко распространен на территории Южного Казахстана.

Сегодня это место также очень популярно у алматинских скалолазов, которые собираются здесь весной и осенью. Пустынный и полупустынный ландшафт долины реки является одним из живописнейших мест алматинского региона. Турист откроет для себя особый мир илийских тугаев, протянувшихся вдоль реки Или, густых зарослей ивы, туранги, илийского барбариса и чингила. В этих тесных сплетениях деревьев и кустарников весьма вольготно чувствуют себя многочисленные фазаны, кеклики, зайцы. Встречаются косули, кабаны, а иногда и джейраны.

Легенда маршрута

0 км отсчета находится на границе села Первомайское.
0.2 км – базар. Тут можно пополнить запас вещей, которые пригодятся во время отдыха на воде. Помимо различных надувных кругов можно купить полноценную лодку и даже катамаран с парусом и каютой для отдыха.
1.9 км – экологический пост. Там же есть заправка.
2.6 км – АЗС. Ассортимент приличный.
9.8 км – в народе это место называют «памятник» из-за большой стеллы, которая возносится вверх метров на 35. Есть кафе, родник с вкусной водой.
14 км – АЗС. Нет бензина АИ-95.
16.4 км – АЗС.
18.9 км – эстакада, которая находится слева от дороги, чтобы на нее попасть, надо развернуться.
37.7 км – мост через реку Каскелен, сразу за ним – АЗС, несколько кафе.
54.5 км – начало города Капшагай, первый мост, налево – дорога на Караганду, направо – в город, аквапарк и т.д. Нам ехать прямо.
56.3 км – несколько АЗС, магазинов автозапчастей, вулканизаций и небольших СТО. Есть также кафе.
61.9 км – въезд на мост, уходим налево, на запад. 62 км – конец города Капшагай.
63.9 км – пост ДП на плотине.
67.5 км – развилка – основная дорога уходит направо, нам ехать прямо, на Баканас.
87.6 км – слева примыкает укатанная грунтовая дорога, стоит указатель «Учебный полигон МЧС РК «Скальный город». Сворачиваем налево.
93.3 км – развилка – уходим налево.
96.1 км – мы – на месте.
Изображение Изображение
Евгений КАРИМОВ
Фото автора
Материал позаимствован из открытого источника http://kolesa.kz/